Спартанская система физического и военного воспитания

Спартанская система физического и военного воспитания 14й год жизни для подрастающих спартиатов имел особое значение. Успешно пройдя через все тяжелые и суровые физические испытания, юнцы посвящались в эйрены и приобретали некоторые гражданские права. От статуса полноправного гражданина полиса мальчиков отделяли еще более тяжелые испытания и лишения.

В 15 лет мальчики переходили в следующую возрастную группу. Одним из таких экзаменов было сражение, на котором в качестве зрителей присутствовали все жители Спарты. Церемония проходила в 2 этапа. В первый день молодые эйрены восхваляли бога войны Ареса и приносили ему кровавые жертвы. На второй день начиналось сражение – своеобразный бой без правил, главной целью которого было одолеть максимальное количество соперников, но без оружия.

Площадку, на которой происходило данное действо, окружал ров, в который мальчишки сталкивали друг друга во время отчаянной схватки. Единственным и главным оружием в таком бою служили смекалка и физическая сила. Многие мальчики погибали, иные становились калеками. Успешно прошедших жестокий экзамен ожидал следующий – порка зелеными ивовыми прутьями у алтаря Артемиды Орфии. Мальчики проходили проверку на терпение и выносливость. Общественному презрению предавался не только сам юноша, который застонал или иначе показал переносимую боль, но также и его семья. Нередко эйрены умирали во время такого бичевания, не желая демонстрировать свои чувства и позорить семью. Молодые эйрены после успешного бичевания награждались оружием, которое всегда с гордостью носили при себе.

Пятнадцатый год жизни являлся для юношей испытательным в плане военной подготовки – это, так называемая, криптия, которая проходила за стенами полиса. Подростков объединяли в специальные отряды и рассылали по всей стране для несения военной службы. Особое внимание уделялось закаливанию как духа, так и тела. Мальчишки ходили зимой босиком, спали на голой земле, скитались днем и ночью по всей стране. Для поддержания боевого духа и более наглядной тренировки ежегодно проводились «войны» с порабощенными илотами. Выглядели такие сражения как подавление восстания или жестокая резня мирного населения.

Большую часть суток, как и прежде, занимали разнообразные физические упражнения, коллективные военные игры, уроки военной тактики и стратегии, приобретение навыков владения мечом. Криптия завершалась очередным сечением у алтаря Артемиды. Успешно прошедшие порку становились иренами – помощниками руководителей-воспитателей. Ирены жестоко наказывали мальчиков из агел. При этом каждый с особой тщательностью и старанием выполнял свою работу, потому что в противном случае сам подвергался сечению. Кроме осуществления наказания ирены занимались развитием речи и мышления у детей.

Система спартанского воспитания, основанная на физическом развитии, не предусматривала широкого круга занятий для развития умственных способностей. На поле брани важна твердая рука и острый меч, а не пространные речи и красивые фразы. Поэтому дети обучались элементарной грамоте, чтению, письму. На этом этапе воспитания государство все же проявляет некоторую заботу об интеллектуальном развитии своих будущих воинов.

В программе занятий появляются уроки музыки и пения. На двадцатом году жизни спартиатов ожидало следующее испытание, наградой за которое было получение статуса полноправного гражданина. Теперь молодые воины могли жениться и устраивать свой быт. В двадцать лет молодые люди уже имели военный опыт и опыт в семейной жизни. В то же время, спартиаты стремились войти в число членов военных заседаний. Это было честью, хотя в большинстве случаев молодые люди просто присутствовали, набираясь опыта у старших.

Обучение продолжалось до тридцати лет. Основной упор делался на закаливание организма и хорошую физическую кондицию. Совместные трапезы, на которых имели право присутствовать только мужчины, имели большое значение для военно-физической подготовки подрастающего поколения. Военнообязанными в Спарте считались все мужчины от двадцати до шестидесяти лет, хотя в действующую армию призывали, в основном, воинов не старше сорока.

Армия состояла из возрастных и территориальных групп. Особенностью каждого воина было его беспрекословное подчинение командиру, моментальное исполнение обязанностей. Воины не думали, хорошо или плохо они поступают, они просто выполняли отданный им приказ. Это были своего рода боевые машины, которые с ранних лет учились убивать и терпеть лишения. Спартанская система воспитания «выращивала» «универсальных солдат», которые умели только одно – сражаться.

В этом плане особое значение имеет чувство превосходства, которое воспитывалось в детях с самого их рождения. В государстве, где воровство приравнивалось к доблести, а убийство и грабеж – к благородству и подвигу, побежденного врага представляли только как низкое, не достойное жизни существо. Такой «морали» во многом способствовали тренировочные войны с и так уже поверженными илотами. Научившийся один раз презрительно относится к человеку, ведущему мирный образ жизни, спартиат навсегда убеждался, что он – воин – может убивать и грабить безнаказанно.

Греческие философы провозгласили почти полное равноправие полов. В результате воспитание девочек мало чем отличалось от мальчишеского. Исключение составляли лишь танцы. Каждая девочка училась музыке и пению. Основными физическими упражнениями являлись: метание дротика и диска, бег, прыжки, борьба. Женщины могли принимать участие в военных, государственных и религиозных праздниках, а также военных походах и криптиях.

Как и мужчины, женщины получали статус полноправного гражданина своего государства-полиса по достижении тридцати лет. Считалось, что именно в этом возрасте физическое и нравственное развитие достигает своего апогея. Несмотря на то, что спартанские женщины, наделенные практически одинаковыми правами с мужчинами, считались хранительницами домашнего очага, их воспитание не уступало по тяжести и аскетизму мужскому.

Все лишения и испытания проходили и спартанские девочки. Так в них воспитывались те же качества благородного воина. Смерть близкого человека не оплакивалась. Женщина терпеливо ждала мужа и сыновей из походов. Может быть, украдкой она плакала, но демонстрация своих слабостей и чувств считалась достойной лишь презрения. Скупая молчаливость, сухие слезы по умершим – вот все, что могли позволить себе спартанские женщины.

Спарта, или Лакедемон, и дала название краткой речи – лаконичная. Многословие и эмоциональность не приветствовались. Спарта выращивала непобедимых воинов, неустрашимую армию, о которой сложены тысячи легенд и песен. В наследие от Спарты нашей речи достались крылатые выражения: «спартанское воспитание», «суров, как спартанец».

Возврат к списку

alfaSystems sline activelife AL91TG62