Физическое воспитание в США: путь к здоровью нации

Физическое воспитание в США: путь к здоровью нации Многие конгрессмены, сенаторы и бизнесмены считают, что путь к вершинам власти, достижению успеха в любой области "лежит через спортивный зал". И так думает большинство американцев.

Духом соперничества проникнута вся жизнь американцев. "Мальчики и девочки в США начинают конкурировать с самых первых классов школы. Позже они соперничают в спорте - естественно, чтобы побеждать, ибо победа жизненно важна. В американском спортивном вероисповедании нет места для проигрыша. Поэтому мы предвосхищаем победу в нашем спорте, планируем ее, работаем на нее, рассматриваем поражение, как позор для нации", - писал в 1958 г. известный в США педагог и писатель Дж. Тунис.

В Америке признаки развитой физической культуры можно встретить на каждом шагу. По этим признакам легко понять, каковы же потребности жителей США в физической активности, физкультуре и спорте.

Большинство американцев давно уже осознали одну простую истину: заботиться о поддержании здоровья гораздо проще, а самое главное, дешевле, нежели затрачиваться на его восстановление. А для постоянной и внимательной заботы о своем здоровье, а значит и о своем будущем, своей карьере и успешности в жизни, необходимы такие вещи, как стадионы, спортивные площадки, фитнес-центры, бассейны, поля для гольфа, теннисные корты, спортивный инвентарь. И все это должно быть не просто доступно, это должно быть под рукой в любой момент: дома, в офисе, на улице. При этом проблема неумеренного питания и как следствие - ожирения начиная с детского возраста, также во многом играет в пользу развития физкультуры и спорта в США. Ведь такое состояние входит в противоречие идеалом успешного американца, который должен быть здоров и подтянут, а значит надо срочно бежать в ближайший тренажерный зал или хотя бы встать дома на беговую дорожку.



Велосипедист на улице США - полноправный, и при этом вполне защищенный участник дорожного движения. Ведь, кроме того, что автомобильные дороги в этой стране имеют велосипедные полосы в обоих направлениях, которые отделены сплошной разделительной чертой, пересечь эту черту на автомобиле - значит подвергнуться серьезному наказанию.

Обладающий спортивным разрядом абитуриент имеет значительное преимущество перед остальными при поступлении в высшее учебное заведение, а также при получении образовательных грантов. Таким образом, качественное образование могут получить в первую очередь молодые люди, активно следящие за своей физической формой.

Особенностью физического воспитания в США, наряду с отсутствием единой общегосударственной системы, является существование общенациональных стандартов в этой области, а также рекомендаций ведущих организаций по физическому воспитанию и спорту, касающиеся составления школьных программ физического воспитания. Так, Американская Ассоциация по лечению болезней сердца рекомендует ежедневные 30-минутные занятия двигательной активностью умеренной интенсивности и интенсивные 30-минутные занятия минимум три дня в неделю для всех детей, начиная с 5-летнего возраста.

В документе Департамента здравоохранения и социальных услуг США "Healthy People 2010" ("Здоровье нации 2010") отмечается необходимость увеличения количества детей, подростков и взрослых, регулярно занимающихся различными видами физкультуры и спорта. Более точно это формулируется так:

число учащихся 9-х, 12-х классов, активно занимающихся физическими упражнениями 3 раза в неделю и более минимум по 20 минут должно составить к 2010 году 65 % всей молодежи;

количество подростков 9-12-х классов, которые интенсивно занимаются физическими упражнениями три раза и более в неделю по 20 мин и более

количество взрослых 18 лет и старше, занимающихся 30 мин и более пять раз и более в неделю, должно составить в 2010 году 30 %.

Задачами школьного физического воспитания являются:

увеличение количества детей 1-12-х классов, ежедневно занимающихся двигательной активностью, до 50 %;

увеличение времени интенсивных занятий на уроке физического воспитания в школе минимум до 50% (Healthy people 2010, 2000).

Американская Ассоциация спорта и физического воспитания (NASPE) так определяет главные цели школьного физического воспитания:

формирование физически образованного человека;

пропаганда здорового образа жизни, занятий двигательной активностью на протяжении всей жизни.

Эта организация разработала характеристики физически образованного человека, которые являются и стандартами физического воспитания в средней школе (Moving into the future, 1995).

Таким образом, основные цели и задачи школьного физического воспитания в США определяются общими целями всей образовательной системы: подготовка к жизни; получение знаний и умений, необходимых для полноценных членов общества, конкурентоспособных специалистов; сохранение работоспособности и творческой активности в течение длительного времени.



Каждый школьный округ, школа, преподаватель физического воспитания должны создавать собственную программу, руководствуясь положениями и рекомендациями правительственных программ, адаптируя существующие в науке теоретические концепции к условиям конкретной общины, школы и даже класса.

Вариант программы физического воспитания, разработанный и успешно действующий в практике средней школы Эвенстона (штат Иллинойс), считается учеными США наиболее оптимальным. Вот что характеризует эту программу:

необходимость ежедневных занятий по физическому воспитанию для учащихся.

увеличение времени интенсивных занятий на уроке физического воспитания в школе минимум до 50% (Healthy people 2010, 2000).

учащиеся 9-х и 12-х классов могут самостоятельно выбирать тот или иной вид двигательной активности, а в 10-х и 11-х классах все занятия проводятся по единой обязательной программе;

в программу включены: курс занятий для слаборазвитых детей и детей с нарушениями умственного развития, курс хореографии, спецкурс для детей, воспитание которых требует социально-психологической коррекции;

четыре факультативных занятия по физическому воспитанию в течение года: учащимся предлагается заниматься 20 видами двигательной активности;

проведение два раза в году у учащихся тестирования с занесением результатов с индивидуальные карты учеников. Оцениваются не количественные показатели, такие как физическая сила, а качественные параметры развития основных систем организма и тенденции к совершенствованию.

обязательный курс гигиены (уроки здоровья);

регулярное проведение межшкольных соревнований (по 11 видам спорта среди девочек и по 12 видам среди мальчиков);

Школьный округ имеет в своем распоряжении несколько больших спортивных залов, два плавательных бассейна, тренажерный, гимнастический залы и зал для занятий борьбой, 11 теннисных кортов и танцевальную студию;

Преподаватели обязаны постоянно повышать свой уровень профессионального мастерства, регулярно посещая специальные конференции, семинары, получая консультации специалистов.

В итоге, можно сказать, что каждое учебное заведение Соединенных Штатов формирует свои учебные программы, исходя из национальных стандартов, а также рекомендаций ведущих американских организаций в области физического воспитания и спорта США. Такая программа в сочетании с высоким профессиональным уровнем квалификации педагогов и тренеров в области физического воспитания, пропаганда здорового образа жизни и занятия спортом как залога профессионального успеха, играют важнейшую роль сохранении и укреплении здоровья нации в целом. Именно в этом кроется в значительной мере успех в оздоровлении населения, подготовке человека к реалиям жизни в условиях современного жизненного ритма, проблем и мировых кризисов.

Возврат к списку

alfaSystems sline activelife AL91TG62