Физическое воспитание в Спарте

Физическое воспитание в Спарте Спарта (иначе Лакедемон) в VIII – IV вв. до н.э. представляла собой государство в Греции в области Лакония и размещалсь в южной части острова Пелопоннес, в долине реки Эврот. Древняя Спарта являлась аристократическим государством, в котором были заведены особые порядки. В частности, искусственно сдерживалось развитие частной собственности, чтобы подавлять порабощенное население – илотов; постоянно предпринимались попытки сохранить равенство между свободными гражданами полиса и тому подобные. Образовалось государство в результате разложения первобытнообщинного общества.

Во главе государства стояли два царя, были также совет старейшин и народное собрание. Греческая мифология освещает традицию двух царей. По легенде предки Геракла родом из Микен с острова Пелопоннес, и после его смерти захотели вернуть свои земли. Но бог Аполлон пожелал, что лишь третьему поколению Гераклидов это удастся. После завоевания остров разделили на три части. Лаконику получили Прокл и Эврисфен, которые и явились родоначальниками двух царских родов – Агиадов и Эврипонидов.

Само название города-полиса Спарты отождествляется во всем мире с непоколебимостью, мощной слаженной военной системой и сильными духом и телом воинами. Во времена Спарты война считалась основным занятием.

Каждый спартанец, не задумываясь, отдал бы жизнь за свое государство, потому что не было большей чести для воина как умереть в бою. Общественные интересы ставились превыше всего. Главным было государство. Исключений не было Воспитание, его система и принципы ярко характеризуют и отражают то время, в которое были созданы или разработаны.

В связи с тем, что Спарта считала войну основным занятием, воспитание детей было полностью положено на служение этому «благородному» делу. Даже Аристотель в своих трудах отметил, что в Лакедемоне воспитание граждан направлено только на военную подготовку и физическое закаливание организма. Спартанский полис основной целью педагогической считал создание военизированной нации. Все силы и средства были направлены на развитие особой системы подготовки нового поколения, способного к выживанию в любых условиях.

Физическое воспитание в Спарте состояло из нерушимой системы воспитательных мер и воздействий: холодная вода (воин должен быть закаленным), твердая постель (воин спит на земле), скудное питание, неприхотливость в быту, беспрекословное подчинение старшему, жесткая дисциплина.

Над воспитательной работой установили строгий государственный контроль. В программу обучения входили только те предметы и дисциплины, которые способствовали эффективному развитию физической силы и умений, моральной выдержки и стойкости. Воспитание молодого поколения в Спарте известно своими лишениями, жестокостью и тяжелыми испытаниями, которые должны были взрастить настоящих воинов-защитников.

Должный образовательный результат обеспечивали физические упражнения, которые нередко проводились сутками. Государство развивало в детях качества, достойные настоящих воинов: храбрость, отвагу, выдержку, самообладание, выносливость, хладнокровие и молчаливость.

История сохранила информацию о «естественном отборе» младенцев. Не важно, в какой семье был рожден малыш. При наличии физических дефектов он не имел права жить в обществе. Одни источники утверждают, что «отбракованные» младенцы сбрасывались в пропасть, другие - о том, что такие дети растились отдельно и не имели права на гражданство.

Обучение проходили только дети, рожденные в полноправных гражданских семьях, за исключением царских отпрысков. Самыми главными качествами для спартанца были выносливость и невероятная подготовка к самым разнообразным жизненным трудностям. Прививали данные качества с младенчества. После первого года рождения ребенка отучали от страха темноты и одиночества. Для этого малыша запирали в темных помещениях на сутки и более. Отучать маленьких деток от капризов и нытья «воспитателям» хорошо помогала палка. Прибегая к физическому наказанию, как к единственно правильному решению воспитательного процесса, даже семейные отношения имели под собой бесчувственную сухую почву с тем же бичеванием и битьем. Спартанцы считали такое воспитание единственно правильным, поэтому даже на предметах искусства можно найти подобные сюжеты. Например, на одной из ваз запечатлена женщина, которая собственной сандалией избивает ребенка. Это подчеркивает прочную связь физического наказания с обыденностью спартанского общества.

Военной выправке учили с самых ранних лет. Младенцы отдавались кормилицам и нянькам, которые держали своих подопечных в строгости, не баловали. Младенцев не пеленали, когда было холодно, купали их в холодной воде, учили слушать и молчать. После седьмого дня рождения о мальчиках заботилось государство. Всех детей собирали в специальные отряды – агелы – по шесть человек в каждом. Руководил этими отрядами прославившийся на поле брани воин, который служил наглядным примером правильного поведения для подрастающих спартиатов.

Воспитание контролировалось не только командиром отряда, но и социумом в целом. Наиболее эффективным приемом служило натравливание одного отряда на другой. Нередко в таких схватках мальчишки погибали, но это никого не удивляло: смерть жила среди спартанцев, став привычной «соседкой» для каждого. На подобного рода состязания приглашались девочки, что служило дополнительным стимулом для юных спартиатов.

На пятый год обучения условия воспитания становились более суровыми. 12-летние мальчики не мылись, ходили практически нагими, спали на соломенных подстилках под открытым небом, самостоятельно добывали себе пропитание. Детей, попавшихся на воровстве, жестоко наказывали плетью. Но порицали не за воровство, а за нерасторопность. Успешных же «воров» поощряли за ловкость, осторожность и хитрость.

Детей приучали к молчаливости, скрытности. Яркой иллюстрацией спартанского воспитания может служить история про мальчика, укравшего лисенка. По дороге домой ему повстречались воины. Во время беседы животное, спрятанное под плащом, распороло мальчику живот острыми когтями и зубами. На лице юнца не отразилась даже тень боли, но через некоторое время он упал замертво, истекши кровью. Настолько важным было умение скрывать свои чувства.

Возврат к списку

alfaSystems sline activelife AL91TG62