Физическое воспитание и спорт в Древней Греции. Афинская система физического воспитания.

Физическое воспитание и спорт в Древней Греции. Афинская система физического воспитания. Афинскую демократию принято считать одной из наиболее развитых форм среди античных рабовладельческих государств. Интересно, что вся государственная деятельность была направлена на гражданина, его благо. Полноправным же гражданином мог считаться человек, достигший восемнадцатилетнего возраста и происходящий от свободных афинских граждан. Об этом свидетельствовала запись в демах - специальных списках молодых жителей Аттики.

Особой привилегией каждого гражданина считалось его право на свободу и независимость. Носить оружие в Афинах мог только свободный человек. Подобно Спарте, в Афинах наивысшим почетом для воина считалось умереть на поле боя, защищая свою родину. Требовательная жертвенная эпоха войн и кровопролитий окрасила многие шлемы афинских воинов багряным румянцем.

Олимпийские боги, которым поклонялись афиняне, покровительствовали этому очень развитому для своего времени полису. Многочисленные статуи и храмы ярко свидетельствуют не только о большой религиозности греков, но также и о высокоразвитом искусстве: скульптуре, живописи и т.д.

Греческое образование было построено таким образом, чтобы выработать у молодых граждан определенные нравственные принципы и навыки, которые обеспечат успех при участии в общественных делах. Греческая система воспитания была нацелена на создание личности, а не высококвалифицированных кадров. Гражданская деятельность очень многопланова, с чем непременно необходимо считаться каждому гражданину полиса в целях защиты своих интересов.

Театр, живопись, архитектура… Основными символами греческой культуры стали олимпийские боги: Аполлон – покровитель пластического искусства, красоты, гармонии, покоя, умеренности. И Дионис – бог-виночерпий, сторонник раскованности и свободы, изобилия и веселья. Греки считали, что только гармоничное сочетание двух этих символов обеспечивает процветание и долголетие каждой культуры.

В противовес спартанскому воспитанию, греки основной упор в образовательном процессе делали именно на интеллектуальные качества человека. Вся система призвана была развить умственные, нравственные, эстетические и физические стороны характера молодых афинян. Идеалом признавалось гармоничное сочетание прекрасного тела и прекрасного разума. Обязанность трудиться была возложена только на рабов, отсюда и воспитание негативного отношения у афинского общества к физическому труду. Правом на образование пользовались только свободные жители – граждане Афин.


С самого рождения и до седьмого года жизни дети росли в семье и воспитывались кормилицами. В этом возрасте воспитание основывалось на чтении малышам различных сказок, литературных произведений. Использовались различные логические игры и задания. Жизнь каждого грека имела музыкальное сопровождение. Стихи читались под аккомпанемент флейты. Малышей часто водили на государственные праздники и спортивные соревнования.

После семи лет мальчикам разрешалось ходить на занятия в различные школы. Школу грамматиста и кифариста посещали до 13-14-летнего возраста. В школе грамматиста учителя-дидаскалы помогали детям научиться письму, чтению и счету. Для обучения счету использовали подручные средства (камешки, зерна и другие мелкие вещи) или пальцы рук. Существовала также специальная счетная доска издалека напоминающая современные счеты. Для письма использовались специальные восковые дощечки и стили (палочки). На занятиях в школе кифариста дети получали эстетическое воспитание. Мальчики учились правильно говорить, декламировать, петь и осваивали игру на музыкальных инструментах.

После успешного прохождения курса в этих двух школах приходила пора физического воспитания. Мальчики зачислялись в палестру физической культуры. Основными упражнениями были: бег, метание диска и копья, плавание, борьба. Ученики принимали участие в политических и нравственных беседах с наиболее достойными гражданами полиса. В Древней Греции существовали специальные школы для детей из богатых семей – гимнасии. В них изучалась философия, литература, управление государством.

После восемнадцатого дня рождения молодые афиняне зачислялись в эфебию для прохождения военно-физической подготовки в течение двух лет. Физическая культура в Афинах считалась не менее важной, чем нравственность и мораль. В VI – начале IV вв. до н.э. физическая культура в Афинах достигла своего апогея. Учитывая тот факт, что рабы к тому времени составляли уже две трети всего населения, воспитание греческой молодежи значительно отличалось от соседних государств.

Гимнасии оставались государственными образовательными учреждениями. В остальных случаях преподавание считалось частной деятельностью. Общее образование имело целью воспитать, в первую очередь, личные качества достойного гражданина, но и физическая подготовка не отодвигалась на последний план.

Женское физическое воспитание ограничивалось орхестрикой. Несмотря на высокие нравственные и моральные требования, физическое воспитание греческой образовательной системы также имело большой вес. Семилетние мальчики собирались в палестрах группами и проходили там специальную подготовку. Кроме различных подвижных, командных и индивидуальных, игр широко использовалась орхестрика. Это был особый вид физических упражнений, которые выполнялись под музыкальное сопровождение. Упражнения охватывали бег, танец, прыжки, приседания и игры с мячом. Несколько позже в программу включаются основные упражнения пятиборья.


Учителя и философы пытались сообща довести потребность юношеского организма в физической нагрузке до идеала. Мальчики из очень богатых семей могли продолжить обучение в гимнасиях до 15-18 лет. Такие занятия отличались увеличенной нагрузкой, которая соответствовала уже нормальному мужскому потенциалу. Дополнительными занятиями были: приемы кулачного боя и плавание.

Дальнейшее обучение могли осуществлять только самые богатые и знатные родители. До 18-20 лет юноши обучались основам управлению государством, философии, стратегии и основам командования войсками, тактике, строевой подготовке, верховой езде, плаванию, гребле, стрельбе из лука, фехтованию и владению другими видами оружия.

Классическая эпоха развития Афин принесла много полезного и нового. Физическая культура несколько изменилась в конце этого светлого времени. Основное предпочтение было отдано разнообразным играм с мячом. Но превосходство внутренней красоты над внешней все-таки не было забыто и продолжало вдохновлять многих творческих людей на создание произведений, которые сохранились до нашего времени.

Целью образования было создание внутренне красивого человека, а после его нравственного и психологического становления занимались внешней красотой. Около гимнасий строились бассейны и бани, различные купальни. Вместе с новомодными тенденциями была введена должность мастера игр в мяч. Орхестрика могла не удовлетворять требований и желаний многих молодых людей. В таких случаях, чтобы как можно более полно создать оптимальные условия для полноценного физического развития, молодые афиняне могли воспользоваться частными уроками драматического танца.

Усиленное внимание, направленное на создание и развитие особой полноценной образовательной системы в Афинах, стало предпосылкой, а позже и основой развития культуры, которая представила миру эталон прекрасного во всевозможных областях искусства: архитектуре, живописи, литературе, музыке, скульптуре, а также в спорте. Особым уважением и вниманием пользовались известные в те времена философы и ученые: Аристотель, Сократ, Платон, Евклид, Пифагор, Архимед.

Интересно, что греки попытались довести образовательную систему до совершенства, объединив нравственное и физическое воспитание в одной программе. Неразрывная связь физической культуры с развитием психологических и моральных качеств будущего гражданина полиса позволила воспитать нормальных полноценных людей.

В греческом обществе порицалось и осуждалось немощное и хилое тело, неграмотность и отсутствие музыкального слуха. Эллинский дух ярко воплощен в Олимпийских играх, которые стали проводиться в VIII-IV вв. до н.э.. По сути эти спортивные состязания являются торжеством физической культуры и интеллектуальных возможностей. Первоначально Олимпийские игры включали в себя не только спортивные соревнования, но также театральное действо и религиозные акты.


Афинское воспитание было основано на гармонии и единстве внутреннего мира и внешнего облика человека. Образовательная программа была нацелена на воспитание целостной, разносторонней личности. Физические упражнения помогали не только укрепить здоровье и повысить общий тонус человеческого организма. Военно-физическая подготовка помогала закалить также и боевой дух афинских юношей.

Олимпийские игры служили своего рода рычагом прогресса. Время проведения игр делало из Олимпии центр политической, экономической и культурной жизни Греции. Все разрозненные полисы сплачивались, прекращались все войны, приостанавливались осады. Агоны ярко демонстрировали физические и духовные возможности человека, красоту его тела.

Кроме спортсменов участие принимали также поэты и певцы, которые демонстрировали публике свое ремесло. Начиная с восемьдесят четвертых Олимпийских игр, в программу был включен конкурс искусств. Панэллинские игры были посвящены поэзии, музыке, пению, театру.

Пифийские игры проходили под покровительством бога Аполлона и прославляли его муз. Немейские и Истмийские игры, которым покровительствовал бог Посейдон, имели две официальные программы: атлетическую и музыкальную. Обязано это все той же идеализации человеческого развития, которое насквозь пронизывает всю жизнь греческого населения: гармоничное сочетание духовной и физической культуры.

Проводились все спортивные соревнования в Олимпии. Многие философы и ученые того времени откровенно сожалели, что награды удостаивались лишь спортсмены, которые проявили себя в физической культуре, а люди творческие (поэты, музыканты и другие) не получают наград и призов за свои достижения в искусстве.

Но нельзя сказать, что эллинская гармония и греческая атлетика были идеальны. До V в. до н.э. вся образовательная система Афин была подчинена гармонии духа и тела. Но правом на образование пользовались только граждане полиса, а в некоторых случаях, образование было доступно только богатым и знатным семьям.

Возврат к списку

alfaSystems sline activelife AL91TG62